Цены, действующие до конца 1977 года
В Советском Союзе в свободной продаже было много разных брендов, некоторые из которых сегодня уже не производятся. Бензин марки А-72 считался одним из самых популярных. Цена была 70 копеек по Союзу за 10 литров (обратите внимание на количество!). Ценовое равенство объяснялось тем, что все АЗС находились в государственной собственности, и государство регулировало цены на топливо.
Посмотрим, сколько стоит в СССР бензин разных марок на 10 литров по утвержденному прайс-листу ноября 1968 года:
- Авиация (непонятно, для чего использовалась, возможно, для работы спецагрегатов и техники) — 1 рубль 20 копеек.
- Экстра (использовалась для мотоциклов, прошла повышенную чистку) — 1 рубль.
- АИ-98 (высокооктановое число, используется очень редко) — 1 руб. 05 копеек
- А-72 (этот вид топлива был наиболее востребованным, использовался для легковых автомобилей и частично для новых моделей грузовиков) — 70 копеек.;
- А-76 подходил практически к любой машине — 75 копеек.
- Топливная смесь для двухтактных двигателей — 80 коп.
- АИ-93 встречался крайне редко, чаще всего на турбазах, стоимость литра 95 копеек.
- Дизельное топливо — 40 коп.
В то время в стране не было точных заправочных станций, поэтому топливо продавалось по 10 литров. Нефтяные танкеры не имели права выпускать меньше этого количества. Небольшие отклонения от стоимости бензина допускались только в отдаленных сибирских регионах, видимо, члены комиссии устанавливали стоимость доставки топлива.
Бензин авиационный и экстра качества продавался с ограничениями. Его могли купить только предприятия; частным лицам в продаже было отказано. Остальные виды топлива для автотранспорта и государственных организаций реализовывались по специальным талонам, а гражданам — за наличный расчет.
Тот факт, что бензин стоит так дорого, никого не беспокоил, каждый водитель мог позволить себе заправить полный бак, и единая цена только способствовала этому. Было предпринято несколько попыток ввести ваучеры для частных торговцев, но Госкомитет пришел к выводу, что этого делать не следует. И продуктовые магазины почему-то были задействованы в раздаче купонов, для чего это было несущественно. При этом власти сочли экономически неэффективным введение специального регулирования выдачи купонов.
Марки бензина
В СССР на АЗС продавали следующие виды топлива:
- А-66 — топливо для низких температур, производится для северных регионов;
- А-72 — на протяжении многих лет самая популярная марка, используемая для автомобилей, мотоциклов и некоторых типов грузовиков;
- А-76 — этот бензин тоже пользовался большим спросом;
- АИ-93 — изначально можно было покупать только на трассах в туристических регионах (позже был переименован в АИ-92, сейчас пользуется спросом);
- АИ-98 — редко используемый бензин;
- дизельное топливо.
В первой половине прошлого века в стране применялись и другие марки бензина, например, А-56 для грузовиков, А-70 и А-74 для иномарок, ЗИМ последних моделей и ЗИС-110.
В последующие годы авиационный бензин и бензин «Экстра» для мотоциклов, прошедшие большую очистку, также можно было продавать предприятиям и учреждениям. Однако для частных лиц эти два вида топлива были недоступны.
Повышение цены в 1978 году
Первое повышение цен на бензин в СССР было сделано в 1978 году. Затем цена на топливо выросла ровно вдвое, согласно прайс-листу, утвержденному в 1968 году. Мы занимались расчетом новых цен в Госкомцене который контролировал весь сектор. Сотрудники разработали и согласовали прейскурант, который вступил в силу с января следующего года.
Этому же комитету был поручен контроль качества в соответствии со стандартами ГОСТ, разработанными для различных марок топлива. Меры за несоблюдение качества были довольно суровыми: директоров и менеджеров могли посадить на несколько лет через суд. Разбавленный бензин в те годы был большой редкостью.
После повышения цен в 1978 году некоторые марки бензина были изъяты с рынка, а цена за 10 литров других была следующей:
- А-76 — 1,5 рубля;
- АИ-93 — 2 рубля;
- АИ-98 — 2,2 рубля;
- авиация — 2,4 рубля;
- топливная смесь — 1,7 руб.
Бензины марок А-72 и А-66 были окончательно сняты с рынка, а топливную смесь мотоциклисты сами смешивали прямо на СТО.